Чем лучше аймакс

Что такое IMAX?

Что такое IMAX (I MAX или IMAX 3D как его часто пишут) ? чем он отличается от обычного просмотра кино, нужны ли для этого специальные очки? и.т.д. и.т.п. можно услышать или увидеть на разных форумах и сайтах. Все это благодаря тому, что в России наконец-то стали появляться кинотеатры с технологией IMAX? В этой статье попробуем ответить на все эти вопросы.

IMAX или по русски “Аймакс” – расшифровывается как Image Maximum т.е. по русски это “максимальное изображение” с технической стороны это можно описать как широкоформатная кинематографическая система, на которой основан ряд технологий кинопредставления и устройство кинотеатра или даже целой сети кинотеатров по всему миру. Формат IMAX был разработан очень давно в 1970 году, в Канаде, корпорацией IMAX и рассчитан на использование перфорированной киноплёнки шириной 70-мм с расположением кадра продольно. Используя большую площадь изображения на плёнке, кадр обладает наибольшей информационной ёмкостью и разрешающей способностью из всех существующих кинематографических систем и это позволяет строить экраны больших размеров. У других кинематографических систем – ширина экрана меньше длины зрительного зала, у экранов IMAX наоборот, он превосходит её, поэтому угловые размеры изображения превышают поле зрения человека, сидящего на любом месте в зале. Экран IMAX выгладит как изогнутый под небольшим углом экран, за счёт этого, границы изображения становятся малозаметными, это дает максимальный эффект присутствия или «погружения», наиболее полный при просмотре 3D-кино. IMAX часто называют технологией «гигантского экрана».

Какая пленка используется в IMAX?

Как уже говорил выше, система IMAX основана перфорированной киноплёнке шириной 70-мм с продольным расположением кадра. На пленке IMAX кадр расположен вдоль киноплёнки с шагом в 15 перфораций. В кинопроекторах киноплёнка движется не вертикально как в других системах, а горизонтально. Размер кадрового экрана киносъёмочного аппарата IMAX равен 70,4×52,6 мм с соотношением сторон 1,43:1, почти как классический экран. При стандартной частоте съёмки и проекции 24 кадра в секунду фильм в формате IMAX втрое превосходит по длине фильм формата «Тодд-АО» на такой же плёнке. Пленка IMAX изготавливается на безусадочной лавсановой подложки, это дает повышенную устойчивость изображения и точность его перемещения.

Формат IMAX является как прокатным, так и производственным, а так же возможна контактная печать фильмокопии. Однако, следует отметить, что снимаются на такой большой формат только самые ответственные и эффектные сцены из-за большой громоздкости и шумности аппаратуры. Остальные части фильма снимаются на более удобные для съёмки — форматы киноплёнки, печать с которых производится оптическим способом с последующей цифровой обработкой. Бывает и такое, что фильмы показывающиеся в кинотеатрах IMAX целиком были сняты на обычный стандартный формат, меньший оригинального IMAX («Супер Панавижн 70» или даже «Супер-35») и далее отпечатаны в формате IMAX.

Чем отличается кинозал IMAX от обычного?

Кинотеатры IMAX очень сильно отличается от обычных. Технология IMAX использует большую разрешающую способность системы и качественную детализацию изображения, поэтому необходимо близкое расположение зрителей к экрану, это позволяет изменить поле зрения человека и полностью перекрыть его. За счет отсутствия невидимых зон происходит эффект полного погружения в кино, и еще более усиливается при демонстрации 3D фильмов.

Кинозалы IMAX не рассчитаны на большое количество зрителей: кинозал состоит от 8 до 14 рядов кресел, задние из которых расположены от экрана на расстоянии, примерно равном его высоте. Все кресла имеют наклон до 30° – это почти полулежащее положение. Стандартный габариты экрана IMAX 22×16,1 м, но могут быть и больше, в зависимости от размеров зала. Сейчас многие кинозалы цифровой версии IMAX часто переделываются из обычных кинозалов заменой интерьера и оборудования.

Какой звук используется в IMAX?

В современных кинозалах IMAX используется цифровой 7-канальный звук (6.1), синхронизированный при помощи кода SMPTE с кино проектором. Ранее использовалась отдельная перфорированная магнитная лента шириной 35-мм, тоже синхронизированная с кино проектором, на нее записывался 7-канальный.

Сейчас звук считывается с жёсткого диска без сжатия и декодируется по системе Dolby Digital, изображение воспроизводится с того же жёсткого диска. Звуковые колонки (система 6.1) для достижения максимального эффекта присутствия располагаются вокруг кинозала и за экраном. При строительстве кинозала уделяется внимание акустическому расположение в зале, поэтому для лучших характеристик, колонки устанавливаются с использование лазерного луча для точного соблюдения их расположения.

В новых больших торговых центрах кинозалы все больше ориентируются на формат просмотра фильмов в формате IMAX 3D. Почему так происходит? Чем отличается imax 3d от 3d классического, которое еще до недавнего времени было нормальным для всех кинотеатров? Разберемся более подробно в этом вопросе ниже.

Все, что вам надо знать о 3D

Основные факты о 3D форматах фильмов следующие:

  • Использование очков с разной проекцией. Зритель при просмотре фильма в 3D обычном режиме получает разное изображение на проекции очков.

Другими словами, на правом и левом глазу появляются 2 несовместимых друг с другом картинки, которые мы при быстром движении не замечаем.

  • Особенности показа пленки. Диаметр пленки в 3D фильмах составляет 35 миллиметров. Чтобы создавался соответствующий эффект при просмотре, пленку надо устанавливать в проектор вертикально и таким образом вести прокрутку.

Особенности IMAX 3D

Чем отличается imax 3d от 3d:

  • Диаметр пленки. У пленки для Imax диаметр намного больше. Он составляет 75 миллиметров.
  • Экран при просмотре фильмов панорамный, то есть края при просмотре фильма загибаются и зритель не замечает, где у полотна край.

Звук. При просмотре фильмов в IMAX используется 6 канальный звук. Поэтому вблизи и вдали зала, будет разный звук.

  • Маленький зал. Во время просмотров фильмов в IMAX формате используются небольшие залы на 15 рядов. В больших залах такого эффекта не удастся достичь.
  • Билеты. Билеты на просмотр фильмов в IMAX намного дороже, чем на обычные фильмы 3D формата.

Время возникновения

Время возникновения технологий тоже можно будет отнеси к главным различиям IMAX от 3D:

  • 3D как технология была придумана еще в 19 веке и запатентована. В дальнейшем с повышением знаний в области физики и оптики, технологию начали улучшать, так как при показе таких фильмов была важна скорость передачи кадров.

Сначала она была 48 и 72 кадра в секунду.

  • IMAX 3D как формат технологий для кинотеатров появился сравнительно недавно по сравнению с предыдущим, а именно в 1971 году. Официально фильмы начали показывать в новом формате для массового зрителя в 1986 году.

До России же новый формат добрался только в 2005 году.

Что сейчас?

В настоящее время смотреть фильмы зрителям предлагается в 2 форматах. Однако цены на обычное 3D не сильно дешевле, чем на imax. Поэтому есть смысл потратить деньги и посмотреть фильм в самом лучшем на сегодняшний день качестве.

Чем 3D отличается от IMAX 3D?

Просмотр кинофильмов – неплохой вариант культурного отдыха. За последние пару десятков лет технологии шагнули далеко вперёд, сделав посещение кинотеатров захватывающим событием. Просмотр фильма в объёмном формате – это действительно впечатляющее зрелище.

Основные разновидности технологий – 3D и IMAX 3D. Оба формата очень востребованы в российских кинотеатрах. Попробуем разобраться, чем 3D отличается от IMAX 3D.

Что такое 3D?

В кинотеатрах с поддержкой 3D используют особенности человеческого зрения для создания иллюзии объёмного изображения. Технология появилась ещё в начале ХХ века и впоследствии претерпела некоторые изменения. В кинотеатре вам выдают очки со специальными фильтрами, которые показывают отдельное изображение каждому глазу, что создаёт эффект объёма.

Что такое IMAX 3D?

Этот формат стал естественным развитием идей 3D. Он появился во второй половине XX века, а в Россию пришёл несколько лет назад. При просмотре фильмов в таких кинотеатрах тоже надо надевать специальные очки с поляризацией – горизонтальной на одной линзе, вертикальной – на другой, что позволяет видеть каждому глазу определённую часть картинки.

А в чём разница?

  • Технология съёмки. Есть существенные различия в том, как снимают подобные фильмы. В 3D задействованы две разных камеры, в IMAX 3D используется только одна, но с двумя объективами, что позволяет запечатлеть объекты так, как их видит человек. Этот метод существенно снижает нагрузку на глаза при просмотре. Ширина плёнки в такой камере составляет 70 мм. Её особенности позволяют снимать видео с более высокой контрастностью.
  • Экран. Для полноты погружения экран в IMAX значительно больше – 22 на 16 м. Кроме того, он посеребрён и имеет изогнутую форму. Такой подход помогает получить максимальный эффект присутствия.
  • Звук. Аудиосистема отличается от стандартного 3D. В таких кинотеатрах не меньше 6 источников звука, позволяющих получить качественное звучание в любой точке кинозала. Их устанавливают профессионалы, специально рассчитывая места нахождения источников.

У технологии IMAX 3D есть и минусы – при поворотах головы картинка начинает двоиться. Камеры, с помощью которых снимают такое кино, стоят дорого. Поэтому их стоимость сказывается на цене билетов для зрителей.

Несмотря на эти недостатки, данная технология имеет очень заметный плюс – полноценный эффект присутствия, позволяющий ощутить себя среди персонажей фильма (если, конечно, вы не намерены часто смотреть по сторонам). Билеты стоят несколько дороже, но у этого формата большие перспективы, так как качество изображения и звука на высоте. Итак, IMAX 3D может предложить зрителю много чего интересного: объёмную картинку, шестиканальный звук, экран колоссальных размеров. Наслаждайтесь просмотром лучшего кино!

>Типы киноэкранов, форматы и размеры

Киноэкран

Основное назначение киноэкрана – равномерное рассеивание света проектора на поверхности полотна. Впечатление от просмотра и качество изображения зависят от размера экрана, материала поверхности и конструкционных особенностей инсталляции. Все перечисленные выше требования будут рассмотрены далее в этой статье.

Экран кинотеатра — полотно на раме.

Размер киноэкрана

Подбор и монтаж экрана выполняется с учетом технических особенностей используемого проекционного оборудования, общей площади изображения, интерьера и освещения аудитории, а также количества и расположения зрительских мест. Вне зависимости от положения проектора относительно экрана его размер подбирается с учетом следующих факторов:

  • Горизонтальные параметры. При определении ширины экрана нельзя допускать, чтобы его размер был меньше, чем расстояние до первого зрительского ряда или расстояния до последнего ряда, деленного на 6-ть. Киноэкраны, ширина которых отличается от вышеприведенных параметров в большую сторону, как правило, только усиливают впечатления от просмотра. Однако не рекомендуется располагать зрительские места ближе, чем на половину ширины экрана (или одна высота).
  • Вертикальные параметры. Проекционное полотно не должно располагаться ниже, чем 1,2 метра от пола (данное правило не обязательно для залов с наклонным полом или ярусным расположением зрительских мест — амфитеатром). Собственно высота экрана напрямую зависит от ширины и определяется форматом изображения, которое планируется проецировать чаще всего.

Важно! Размер экрана и положение зрительских мест должны обеспечивать комфортный просмотр из любой точки аудитории, в том числе и с наиболее удаленных и угловых мест.

Проекционные форматы киноэкранов

Соотношение ширины к высоте изображения называют форматом. Подбирают его исходя из материала, который будет проецироваться на экран. Если точно не известно, какой контент будет преимущественно отображаться, учитывают особенности всех предполагаемых к показу форматов. Наиболее верный в таких случаях выбор – экран с максимальной высотой.

Традиционные соотношения сторон для форматов приведены на рисунке выше.

По соотношению ширины и высоты различают следующие форматы изображений:

  • Аудиовизуальный (AV – 1:1). Предназначен для отображения контента с большинства типов проекционного оборудования. Несмотря на то, что равностороннее соотношение предполагает квадратную форму отображаемого изображения, в рамках этого формата также воспроизводят широкие горизонтальные кадры. Традиционно AV-экраны изготавливают без черных кромок по периметру, кроме тех случаев, когда предполагается постоянное натяжение полотна. Формат — устарел, и сейчас практически не применяется.
  • NTSC (формат 4:3). Распространенное соотношение сторон, использование которого постепенно теряет актуальность, уступая более широкоформатным моделям. Такое соотношение сторон применяли для отображения телевизионных каналов или кассетного видео (VHS, S-VHS).
  • HDTV-экраны (форматы 16:9 или 16:10). Более современный формат, используемый для спутникового или цифрового телевидения высокой четкости, а также для воспроизведения DVD-фильмов.
  • Формат Wide Screen (формат 1:1.85). Дословно — широкий экран. На ряду с форматом Cinemascope (2,35:1) они чаще всего применяются в изготовлении полотен экранов для современных кинотеатров.

Типы поверхностей

В качестве основы экранной плоскости используют полотно тканого или нетканого типа. В основе текстильной поверхности — нетканное полотно из стекловолокна, а иногда даже и кевлара. Свойства проекционного экрана, делающие его отличным от обычной простыни, обеспечиваются светоотражающим слоем, который наносят на основание. При выборе материала для киноэкрана в первую очередь учитывают конфигурацию аудитории и специфику расположения зрительских мест.

Для виниловых экранов — основой является рулонное ПВХ полотно, которое сваривается в нужный размер и затем на него наносится необходимое светоотражающее покрытие.

На фотографии — образец поверхности из тканного полотна с пропиткой.
Типы покрытий киноэкранов. Именно от оптических свойств этих поверхностей зависит область применения того или иного экрана.

  • Обычные матово-белые (MW или Matt White). Сейчас это наиболее распространенный тип полотен, используемых для фронтального проецирования. Это обусловлено увеличением яркости и контрастности проекционного оборудования — даже среди бюджетных моделей. MW-покрытия следует использовать в аудиториях, где необходим значительный угол обзора (около 170°), поскольку матовые экраны обеспечивают наиболее равномерное рассеивание светового потока в широком угле обзора. Традиционно киноэкраны типа MW отличаются низким коэффициентом усиления (1.0, 1.2), поэтому их предпочтительно использовать в помещениях, которые можно полностью затемнить.
  • Для помещений с рассеянным внешним освещением. Здесь также преобладают матово-белые полотна, однако с выраженным светоусиливающим эффектом. Коэффициент усиления в таких экранах достигает значения 1.8, что позволяет заметно повысить яркость отображаемого видеоконтента и осуществлять проецирование в аудиториях с неполным затемнением. Следует помнить, что с повышением коэффициента отражения снижается угол обзора. При использовании для проецирования светоусиливающих экранов зрители должны располагаться в пределах 60° от перпендикуляра к экрану.
  • Полотна с высоким коэффициентом усиления предназначены для 3D проецирования. 3D киноэкраны отличаются самым большим коэффициентом отражения (порядка 2.8 – 3). При этом существенно снижаются обзорные углы (не более 40°), но самым главным отличием 3D поверхностей является их способность сохранять поляризацию светового потока проектора. Плюс еще одно требование — для достижение качественного отображения необходима идеально гладкая плоскость, которая достигается только равномерной усиленной растяжкой полотна. Такая растяжка возможна исключительно при стационарной инсталляции киноэкрана с полотном на люверсах или в моторизованных системах — с системой дополнительного натяжения полотна.
  • Просветные полотна. Отдельная категория экранов, когда изображение проецируется на них с тыльной стороны. Такие поверхности, как правило, имеют хорошую яркость и контрастность, достаточно большой угол обзора (в лучших образцах он достигает 90°), и при наличии соответствующего проектора картинка получается яркой и контрастной даже при еще больших углах просмотра. Киноэкраны обратного проецирования чаще используют в плохо затемненных помещениях, а для получения более насыщенного изображения, в частности реалистичного отображения черного цвета, изготавливают серые полотна, а иногда — даже черные. Последние используются как задник сцены. Но они требуют очень ярких проекторов.

На фото сверху — перфорированное акустически прозрачное полотно из винила, со сварным швом (шва практически не видно).

Важно! Перфорированные полотна позволяют размещать акустические системы за проекционным полотном, в результате чего создается впечатление, что звук исходит непосредственно от изображения. Достигается такой эффект перфорированием (до 350 тысяч отверстий на 1 м²), а получившийся в результате экран называют акустически прозрачным.

Конструкционные особенности киноэкранов

Экранные полотна в кинотеатрах устанавливаются стационарно, что несколько ограничивает варианты их конструктивного исполнения. Чаще всего используют модификации с постоянным натяжением на люверсах или на кнопках, на стационарной раме. В универсальных залах предпочтительно устанавливать экраны больших размеров с электроприводом.

Экраны постоянного натяжения на стационарной раме

  • Внутренний каркас для полотна на люверсах. Поскольку в таких конструкциях рама полностью скрыта за полотном, труба для натяжения находится позади основного каркаса на расстоянии примерно 32 см. В этом случае люверсная полоса загибается на обратную сторону экрана и становится полностью невидимой с внешней стороны. Это позволяет скрывать усиленную окантовку и натяжные элементы, в результате чего экран визуально создает впечатление подвешенного в воздухе белого объекта (как-бы эффект парения). Так же образовавшееся пространство за киноэкраном можно использовать для размещения акустических систем.
  • Наружный каркас на люверсах. Чаще всего применяемые конструкции для киноэкранов. Экранные полотна такого типа обрамляются черной окантовкой — люверсной полосой — и растягиваются на внешней раме. В качестве рамы используют металлический каркас, деревянные конструкции или применяют в качестве рамы тросовую растяжку. Люверсную полосу изготавливают из двойного винила и либо пришивают, либо приваривают к экранному полотну. Второй вариант крепления надежнее, но и стоят такие изделия несколько дороже. Сами люверсные кольца так же ввариваются в эту полосу — что еще более увеличивает прочность конструкции полотна.
  • Крепление полотна на кнопках. Экранное полотно усиливается по периметру специальной кромкой, на которую уже и крепятся кнопки. Сама кромка изготавливается из такого же двойного винилового полотна, а полотно крепится к тыльной стороне рамы. При этом зритель видит только черную раму экрана, а само полотно — только его белую часть. Черный цвет рамы исключает возникновение отражения светового потока и повышает зрительную контрастность отображаемой картинки.

Моторизованные подъемные экраны больших размеров

На фото — экран больших размеров с электроприводом, для универсальных залов.

Полотна таких экранов могут достигать 20-ти метров в ширину и 8-ми в высоту. Вся конструкция монтируется на потолке, возможность настенного крепления также имеется, но в качестве дополнительной опции. Поставляются такого размера подъемные киноэкраны в разобранном виде – а сборку выполняют по месту специалисты компании-изготовителя.

В нерабочем состоянии экран скручен на валу, что экономит пространство помещения и предотвращает повреждение полотна или его загрязнение. При помощи электропривода и металлических тросов полотно разматывается.

Идеально гладкую поверхность обеспечивает массивная нижняя часть и боковые тросики-растяжки. Управление экраном осуществляется как при помощи кнопочного управления, расположенного в отдельном модуле, а так же посредством дистанционного пульта — что является опцией.

IMAX

IMAX, Аймэкс (МФА: ; англ. Image Maximum — «максимальное изображение») — широкоформатная кинематографическая система, на которой основан ряд технологий кинопоказа и устройство сети кинотеатров по всему миру. Формат разработан канадской корпорацией IMAX в 1970 году и рассчитан на использование перфорированной киноплёнки шириной 70 мм с продольным расположением кадра. За счёт большой площади изображения на плёнке, формат обладает наибольшей информационной ёмкостью и разрешающей способностью из всех существующих и позволяет строить экраны с размерами, значительно бо́льшими, чем у всех остальных кинематографических систем. В отличие от любых других кинотеатров, в которых ширина экрана меньше длины зрительного зала, экран IMAX превосходит её. В результате угловые размеры изображения превышают поле зрения человека, сидящего на любом месте. За счёт этого, границы изображения становятся невидимы зрителю, обеспечивая максимальный эффект присутствия («погружения»), особенно полный при просмотре 3D-кино.

Сравнительные размеры кадра пленки формата IMAX и стандартной 35-мм кинопленки

История

Кинотеатр BFI London IMAX ночью

Стремление усилить впечатление от просмотра кинофильма увеличением размеров экрана родилось в самом начале истории кинематографа. Формат Fox Grandeur, появившийся в 1929 году и ставший прототипом широкоформатного кино, тогда не получил широкого распространения. Начавшийся в середине 1950-х годов прошлого века «широкоэкранный бум» вернул зрителей в кинотеатры от телевизоров, но форматы «Синемаскоп» и «Виста-Вижн» также не позволяли увеличить экран до действительно впечатляющих размеров. Панорамный формат «Синерама», основанный на использовании трёх киноплёнок, проецируемых на большой и сильно изогнутый экран был слишком сложен в обслуживании и не позволял скрыть места перекрытия трёх изображений.

Технология IMAX решила большинство задач, поставленных её предшественниками. Она была разработана четырьмя канадцами: Граемом Фергюсоном, Романом Койтором, Робертом Керром и Уильямом Шоу и первоначально называлась Multiscreen. Однако во время выставки Экспо-67 в Монреале был выявлен ряд серьёзных проблем с первой системой, использовавшей несколько проекторов и экранов. Это подтолкнуло к созданию кинематографической системы, использующей одну плёнку большого формата взамен прежней сложной и громоздкой аппаратуры. Такое решение было найдено Уильямом Шоу и стало осуществимо благодаря системе перемещения киноплёнки «бегущая петля», купленной у австралийского изобретателя Рональда Джонса.

Использование одной камеры и одного проектора и стало основным принципиальным отличием новой технологии, названной IMAX, от уже существовавших систем и кинотеатров панорамного кино. От традиционных широкоформатных киносистем формат отличала превосходящая почти втрое площадь кадра и, соответственно, размеры экрана. Первый IMAX-фильм «Ребёнок тигра» был показан на «Экспо-70» в Осаке, Япония. Первый постоянный кинотеатр IMAX «Киносфера» был открыт в 1971 году в Торонто и продолжает работать до сих пор.

Первый кинотеатр IMAX DOME (сферорама «Омнимакс») был открыт в Сан-Диего в 1973 году. Первый IMAX 3D кинотеатр был построен в Ванкувере к Экспо-86.

В 1988 году Всесоюзным обществом «Знание» велись переговоры с компанией IMAX о строительстве сферорамы «Омнимакс» в Москве, которая могла стать первой в СССР. Кроме того планировались съёмки фильмов об СССР по этой технологии, однако тогда это не было осуществлено. Первые кинотеатры IMAX в России появились в начале 2000-х годов.

Технические характеристики

Плёнка

Киносъемочный аппарат формата IMAX

Формат IMAX основан на использовании для изготовления фильмокопий киноплёнки шириной 70-мм. Однако, в отличие от уже существовавших форматов на таких плёнках, кадр в которых располагался поперёк и занимал в высоту 5 перфораций, в формате IMAX кадр расположен вдоль киноплёнки с шагом в 15 перфораций. В аппаратах киноплёнка движется горизонтально, а не вертикально, как во всех остальных форматах. Размер кадрового окна киносъёмочного аппарата IMAX составляет 70,4×52,6 мм с соотношением сторон 1,43:1, близким к «классическому». При стандартной частоте съёмки и проекции 24 кадра в секунду фильм в формате IMAX втрое превосходит по длине фильм формата «Тодд-АО» на такой же плёнке. Кинопленка IMAX изготавливается на специальной безусадочной подложке, что обеспечивает повышенную точность её перемещения и устойчивость изображения.

IMAX является как производственным, так и прокатным форматом, то есть с негатива, снятого по этой системе, возможна фильмокопии. Однако, в отличие от фильмов всех остальных киносистем, большинство из которых сняты в оригинальном формате, в фильмах IMAX на большой формат из-за громоздкости и шумности аппаратуры снимаются только самые ответственные и эффектные сцены. Остальные части фильма снимаются на другие — более удобные для съёмки — форматы киноплёнки, с которых производится оптическим способом с увеличением или после цифровой обработки. Многие фильмы, демонстрирующиеся в кинотеатрах IMAX целиком сняты на формат, меньший оригинального — «Супер Панавижн 70» или даже «Супер-35» и отпечатаны в формате IMAX.

В цифровых кинотеатрах IMAX Digital Theatre System киноплёнка не применяется и от системы IMAX в них остается только очень большой экран, специальная технология проекции и расположение зрителей, сидящих на расстояниях, обеспечивающих большие углы обзора.

Проектор

Платтер кинопроектора IMAX с фильмокопией

Большие скорости движения киноплёнки в проекторе вынуждают применять нестандартные технические решения. Все кинопроекторы IMAX вместо скачкового механизма оснащены оригинальной системой прерывистого перемещения плёнки «бегущая петля», в которой отсутствует классический фильмовый канал. Поэтому в оптическую систему кинопроектора добавлена стеклянная поверхность, совпадающая с фокальной плоскостью объектива. В качестве дополнительной меры повышения резкости на экране, к этой поверхности осуществляется вакуумный прижим киноплёнки, необходимый из-за большого размера кадра. При большом увеличении изображения требования к устойчивости кадра в системе IMAX значительно выше, чем в традиционном кинематографе. Поэтому, в системе транспортировки плёнки использован неподвижный контргрейфер, фиксирующий перфорацию во время проекции каждого кадрика для улучшения устойчивости изображения на экране.

За счет особенностей механизма транспортировки, угол раскрытия обтюратора в проекторах IMAX примерно на 20 % больше, чем в обычных, что дополнительно увеличивает световую отдачу. К последней при кинопроекции по системе IMAX предъявляются особые требования из-за огромных размеров экрана. Достичь хорошей освещенности на таком экране значительно труднее, чем на обычном. Поэтому ксеноновая лампа проектора обладает мощностью, превышающей мощность ламп обычных кинопроекторов, и водяное охлаждение. Проекторы оснащаются короткофокусными объективами, обеспечивающими большое увеличение и специально рассчитанными под геометрию зала IMAX. Масса кинопроектора IMAX может достигать 1,8 тонны. Фильмокопия IMAX также обладает существенной массой и большой длиной, поэтому рулоны с фильмом располагаются горизонтально на специальных платтерах, позволяющих уменьшить износ киноплёнки по сравнению с вертикально расположенными бобинами традиционных кинопроекторов.

Звук

В отличие от широкоформатного кино, IMAX изначально не имел совмещённой фонограммы на киноплёнке. Вместо неё использовалась отдельная перфорированная магнитная лента шириной 35-мм, синхронизированная с кинопроектором. На ней записывался 7-канальный звук по технологии, аналогичной использованной в формате «Синерама». С начала 1990-х годов для воспроизведения звука в кинотеатрах начал использоваться 6-канальный цифровой звук, синхронизированный с кинопроектором при помощи временно́го кода SMPTE.

При этом звук воспроизводится с жёсткого диска без компрессии и декодируется по системе Dolby Digital. В современных цифровых кинотеатрах звуковые данные воспроизводятся сервером с того же жёсткого диска, с которого воспроизводится изображение. Громкоговорители располагаются за экраном и вокруг кинозала, для достижения максимального эффекта присутствия.. При строительстве особое внимание уделяется акустическому оформлению зала, поэтому для соблюдения фазовых характеристик, динамики монтируются с применением лазерного луча для точного соблюдения монтажных расстояний.

Кинозал

Кинотеатр, рассчитанный на технологию IMAX, существенно отличается от обычного. Большая разрешающая способность системы и качественная детализация изображения допускает расположение зрителей близко к экрану, что позволяет полностью перекрыть им поле зрения человека. За счет отсутствия «слепых» зон происходит эффект полного погружения в сцену, усиливающийся при демонстрации 3D кинофильмов. При этом зал не рассчитан на большую вместительность: обычно строится от 8 до 14 рядов кресел, задние из которых расположенны от экрана на расстоянии, примерно равном его высоте. Все кресла обеспечивают «полулежачее» положение и наклон до 30°. Таким образом, зрители оказываются прямо перед экраном, стандартный размер которого 22×16,1 м, но может быть и значительно больше, в зависимости от размеров зала. Современные кинозалы для цифровой версии IMAX часто перепрофилируются из обычных залов заменой оборудования и интерьера.

Разновидности IMAX

IMAX DOME/OMNIMAX

Полезная часть формата OMNIMAX, проецируемая на экран

Сферорамная киносистема, основанная на использовании кадра киноплёнки формата IMAX, и рассчитанная на демонстрацию фильма на экран в виде купола. Съёмка и проекция осуществляются при помощи объектива типа «рыбий глаз». Такой объектив сильно искажает изображение, снимаемое на плёнку, поэтому часть кадра, искажения которой слишком велики, затеняется специальной маской. При проекции плоского изображения на купол искажения, привнесенные «рыбьим глазом» компенсируются формой экрана и получается картина, аналогичная полусферическому обзору.

Для получения изображения, заполняющего купол, оптическая ось объектива при съёмке и проекции проходит не через центр кадрового окна, как обычно, а значительно ниже, поэтому небо занимает большую часть изображения. Кинопроектор купольного кинотеатра при помощи специального лифта поднимается к центру купола, и во время сеанса располагается там, как звездный проектор в планетариях. В результате использования сверхширокоугольного объектива, изображение покрывает по горизонтали угол обзора в 180°, а по вертикали до 100° вверх и 22° вниз. Изображение получается гигантских размеров, например, его площадь в купольном кинотеатре Копенгагена превышает 800 квадратных метров.

IMAX 3D

Для создания трёхмерного изображения используется сдвоенный киносъемочный аппарат, объективы которого разнесены на расстояние стереобазиса, совпадающее с расстоянием между зрачками взрослого человека или превышающее его. Последнее используется для усиления эффекта глубины пространства некоторых сцен. Две 65-миллиметровые плёнки используются для съемки отдельных изображений для правого и левого глаза. Такой аппарат весит более 100 кг, что существенно затрудняет съёмочный процесс, особенно подвижной камерой. Цифровые фильмы IMAX 3D снимаются сдвоенными цифровыми кинокамерами, чаще всего с сенсором формата Super-35 и затем переводятся в цифровой стандарт IMAX.

Для демонстрации 3D фильмов в кинотеатрах IMAX используются две разных технологии. Первая предусматривает проекцию стереопары при помощи двух одинаковых кинопроекторов одновременно. При этом применяется поляризационный метод получения стереоизображения. С помощью установленных на объективах кинопроекторов поляризационных фильтров изображения для левого и правого глаза поляризуются во взаимно перпендикулярных плоскостях. Аналогичные фильтры в очках пропускают к каждому глазу только «свое» изображение.

Основной недостаток метода — высокие требования к экрану, прежде всего экран не должен менять поляризацию падающего на него света от двух проекторов, в противном случае происходит разрушение стереоэффекта. Чтобы этого избежать, в IMAX используется экран с серебряным покрытием.

Вторая технология предусматривает проекцию с удвоенной частотой 48 кадров в секунду. Стереопара проецируется на экран последовательно. При этом в очки встроены жидкокристаллические затворы, синхронизированные с кинопроекцией и перекрывающие поле зрения каждого глаза в момент проекции «чужого» изображения. В результате каждый глаз получает только свое изображение с нормальной частотой 24 кадра в секунду.

IMAX 4DX

Маркетинговое название сети кинотеатров, основанных на спецэффектах 4D, повышающих эффект присутствия. В большинстве случаев являются расширенной версией цифровой системы IMAX и не имеют отношения к самому формату.

IMAX HD

Отличается от традиционного IMAX повышенной частотой киносъемки и проекции в 48 кадров в секунду. Это позволяет уменьшить прерывистость движения, особенно заметную на экранах больших размеров. Кроме того, повышение естественности передачи движения усиливает эффект присутствия. Фильмокопия IMAX HD вдвое превышает по длине и массе фильмокопию обычного IMAX. Кроме того, при съемке и проекции пленка движется в аппаратах вдвое быстрее, что увеличивает стоимость оборудования. Последний фактор стал главным препятствием для его распространения, однако, некоторые кинотеатры IMAX HD используются для сеансов компьютерной симуляции, а кинотеатр в Диснейленде объединил эту технологию со сферорамной.

Цифровая система IMAX

Сравнительные размеры экрана цифрового кинотеатра IMAX и экрана IMAX для демонстрации с кинопленки

Система цифрового кинопоказа IMAX Digital Theatre System появилась на рынке в 2008 году. Этот стандарт касается только системы кинопоказа и никак не связан с технологиями кинопроизводства. В цифровых кинотеатрах IMAX возможен показ как 2D-фильмов, так и 3D. В качестве цифрового стандарта может быть использован как обычный DCP, так и специальный пакет IMAX, представляющий собой расширенную версию DCP.

Цифровой кинопоказ избавляет от необходимости использования громоздких рулонов с кинопленкой и удешевляет демонстрацию в формате IMAX. Однако, появление цифровой версии привело к определенным несоответствиям, поскольку многие киносети, присвоившие своим кинотеатрам бренд IMAX, не меняли планировку кинозалов, а просто установили цифровые кинопроекторы соответствующие цифровому стандарту. Размеры экранов в таких залах значительно меньше, чем в построенных специально для IMAX, с использованием пленочных проекторов.

Другое несоответствие касается разрешающей способности проектора, которая для достижения качества пленочного IMAX должна быть эквивалентна 12000×8700 элементарным пикселям или 6120×4500 различимым. Большинство цифровых кинотеатров IMAX оснащаются двумя цифровыми кинопроекторами Christie с разрешающей способностью 2К, эквивалентной 2048×1080 пикселей. Считается, что при сложении двух изображений разрешение на экране удваивается до 4К. Оригинальный цифровой стандарт IMAX предусматривает использование двух проекторов Sony с разрешением 4К, однако, даже такая система не достигает теоретически необходимого разрешения, примерно равного 8K.

Цифровая камера IMAX 3D

В 2011 году компания IMAX объявила о разработке цифровой кинокамеры 3D с разрешающей способностью, близкой к своему плёночному формату. Комбинация из двух цифровых камер, спроектированных на основе Phantom 65 с разрешением по 4К каждая, пригодна для съёмки сцен, когда оригинальный киносъёмочный аппарат непригоден из-за шумности или габаритов. Первым фильмом, в котором использована новая система, стал «Рождённые свободными» (англ. Born to be Wild), примерно 10% исходного материала которого отснято цифровой камерой 3D. Однако, несмотря на появление цифровых камер, завершающих создание полноценной цифровой киносистемы, в планы IMAX не входит отказ от производства фильмов на киноплёнке.

Технология IMAX DMR

Технология, запатентованная IMAX (Digital Media Remastering) и разработанная на основе технологии DI (Digital Intermediate). Предназначена для перевода фильмов, снятых на плёнку меньших форматов, в формат IMAX. Оригинальный негатив фильма сканируется c высоким разрешением, затем при помощи обработки компьютером резкость изображения увеличивается для его оптимизации к показу на большом экране. С полученного цифрового фильма производится печать фильмокопий на 70-миллиметровой плёнке с помощью фильм-рекордера. Из-за технологического ограничения предельной длины фильмокопии IMAX, первые фильмы, перепечатанные по этой технологии, были укорочены. Начиная с 2002 года, большинство голливудских фильмов, снятых в традиционных форматах, выпускаются также в формате IMAX.

Распространенность формата

Кинотеатр IMAX в Мельбурне, Австралия

По состоянию на начало января 2010 года в мире насчитывается 395 кинотеатров IMAX в 44 странах (60 % из них расположены в США и Канаде). Примерно половина всех кинотеатров IMAX являются коммерческими, половина — образовательными.

Разновидность IMAX DOME технологии IMAX (изначально называлась OMNIMAX, или «сферорама Омнимакс»), предназначена для проекции изображения на куполообразный экран. Фильмы также могут демонстрироваться в 3D с помощью технологии IMAX 3D.

Кинотеатр IMAX с самым большим в мире экраном расположен в Сиднее. Самый большой кинотеатр IMAX DOME расположен в Нью-Джерси. Кинотеатр с самым большим IMAX 3D-экраном расположен в г. Хайдарабаде (Индия).

Интересные факты об IMAX

  • Первый анимационный фильм для кинотеатров большого формата — удостоенный в 2000 году «Оскара» мультфильм «Старик и море» ярославского кинорежиссёра Александра Петрова. Несколько лет ему было запрещено показывать свой мультфильм в кинотеатрах, не поддерживающих формат IMAX. Исключение было сделано лишь для одного показа в городе Ярославле.
  • 23 января 2008 года группой U2 был выпущен в свет 3D-фильм «U2 3D» с записью концертов тура 2006 года Vertigo tour. Для создания фильма было использовано 18 камер, объединённых в 9 пар. Каждую пару камер обслуживали 5 операторов, в обязанности которых входило непрерывно следить за синхронизацией фокуса обеих камер. Данный фильм является первым живым выступлением, записанным в 3D-формате.
  • 20 ноября 2008 года Корпорация IMAX и компания «Невафильм» объявили о подписании долгосрочного соглашения о технической поддержке кинотеатров IMAX на территории СНГ, исходя из которого к 2011 году на территории СНГ должно работать в общей сложности 20 кинотеатров IMAX. На данный момент на территории СНГ всего трое квалифицированных техников IMAX, имеющих соответствующие сертификаты, прошедших специальную подготовку.
  • По состоянию на май 2012 года на территории СНГ действует 24 кинотеатра IMAX.
  • Фильм «Тёмный рыцарь» — первый полнометражный фильм, шесть фрагментов которого (с общим временем примерно 30 минут) сняты киносъёмочными аппаратами оригинального формата IMAX. Годом позже этот формат негатива был использован для съёмки масштабных сцен другого блокбастера: «Трансформеры: Месть падших». В конечный вариант картины вошло почти 10 минут изображения, снятого на большой негатив. Некоторые сцены фильма «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» также сняты в этом формате.

Кинотеатры IMAX в странах мира

Основная статья: Список кинотеатров IMAX

На сентябрь 2011 года имелось 583 кинотеатра IMAX в 48 странах мира, большинство из них в США. В России на август 2012 года имеется 22 кинотеатра, строится ещё несколько.

Галерея

  • «Киносфера» — самый первый IMAX-кинотеатр. Расположен в Торонто (Канада)

  • Планетарий и кинотеатр «Полушарие» в Городе искусств и наук (Валенсия, Испания)

  • Кинотеатр IMAX в торговом центре River Centre Сан-Антонио, (США)

  • Купольный кинотеатр IMAX DOME, в Тихуане, (Мексика)

  • Кинотеатр IMAX в Варшаве, (Польша)

  • Кинотеатр IMAX в Эйлате, (Израиль)

  • Кинотеатр IMAX в Вюрцбурге, (Германия)

> См. также

  • Панорамное кино
  • Dolby 3D
  • RealD Cinema
  • XpanD
  • Стереокинематограф
  • Кинотеатр Ля Жеод в парижском парке Ля Вилетт

Примечания

  1. Это справедливо только для плёночного IMAX
  2. Ширина экрана широкоформатного кинотеатра составляет 0,6 длины зала, тогда как длина зрительного зала IMAX выбирается равной высоте экрана
  3. Для съёмки используется негативная киноплёнка шириной 65-мм
  4. В полной мере это относится только к кинотеатрам, использующим киноплёнку
  5. Теоретическое разрешение кадра киноплёнки IMAX соответствует примерно 70 Мегапикселям
  1. Как произносится IMAX (рус.). Forvo. Архивировано из первоисточника 26 июня 2012. Проверено 27 мая 2012.
  2. О корпорации IMAX (рус.). IMAX. Архивировано из первоисточника 26 июня 2012. Проверено 27 мая 2012.
  3. Гордийчук, 1979, с. 28
  4. История IMAX (рус.). 3D zone. Всё о формате IMAX. Архивировано из первоисточника 26 июня 2012. Проверено 27 мая 2012.
  5. Diane Disse The birth of IMAX (англ.). IMAX Corp.. Архивировано из первоисточника 26 июня 2012. Проверено 27 мая 2012.
  6. Rene Sorensen The Basics of The Rolling Loop IMAX Projector (англ.). In70mm (3 April 2012). Архивировано из первоисточника 26 июня 2012. Проверено 27 мая 2012.
  7. IMAX’s Chronology of Techonological Events (англ.). IMAX Corp.. Архивировано из первоисточника 26 июня 2012. Проверено 27 мая 2012.
  8. 1 2 Гордийчук, 1979, с. 33
  9. 1 2 Приглашает сферорама // Наука и жизнь. — 1988. — № 4. — С. 33—35.
  10. Мелкумов, 2002
  11. 1 2 Е. Егоров Сканер-70 (рус.) // «Мир техники кино» : журнал. — 2006. — № 1. — С. 22,23. — ISSN 1991-3400.
  12. Андрей Попов О технологии IMAX (рус.). «Киномонитор». Архивировано из первоисточника 26 июня 2012. Проверено 27 мая 2012.
  13. Big Enough for Everest: Inside IMAX Sound. DigitalContentProducer.com (1 июня 1999). Проверено 3 июля 2010.
  14. О технологии IMAX
  15. Виды IMAX (рус.). 3D zone. Все о формате IMAX. Архивировано из первоисточника 26 июня 2012. Проверено 27 мая 2012.
  16. IMAX Corporation (англ.). International Directory of Company Histories. St. James Press (1999). Архивировано из первоисточника 26 июня 2012. Проверено 27 мая 2012.
  17. Цифровая система IMAX (рус.). 3D zone. всё о формате IMAX. Архивировано из первоисточника 26 июня 2012. Проверено 27 мая 2012.
  18. Mike Williamson But…but…IT’s NOT IMAX! (англ.). Burbank. Проверено 27 мая 2012.
  19. James Hyder Is IMAX the next «New Coke»? (англ.) // The Independent journal of the large format Motion Picture industry : журнал. — 2008. — № 10.
  20. В. Г. Комар Спавнение цифровых и киноплёночных систем кинематографа (рус.) // «Мир техники кино» : журнал. — 2006. — № 2. — С. 8. — ISSN 1991-3400.
  21. Jamie Alac Phantom 65 in the «Wild» for IMAX 3D shoot (англ.). AbelCine (May 2011). Архивировано из первоисточника 20 ноября 2012. Проверено 15 ноября 2012.
  22. Julian Stanford IMAX debuts digital 3D camera (англ.). TVB Europe (16 May 2011). Архивировано из первоисточника 20 ноября 2012. Проверено 15 ноября 2012.
  23. IMAX DMR (рус.). 3D zone. Всё о формате IMAX. Архивировано из первоисточника 26 июня 2012. Проверено 27 мая 2012.
  24. Сведения с официального сайта корпорации «IMAX»
  25. IMAX 3D в Москве — суперкинотеатр
  26. IMAX во всём мире (рус.). Развлекательный комплекс «Киносфера». Архивировано из первоисточника 26 июня 2012. Проверено 27 мая 2012.
  27. Peter Sciretta 100 New IMAX Screens (англ.). Slashfilm (6 December 2007). Проверено 27 мая 2012.
  28. The Prasad experience IMAX theatre (англ.). Big Movie Zone. Архивировано из первоисточника 26 июня 2012. Проверено 27 мая 2012.
  29. Корпорация IMAX и Компания «Невафильм» объявляют о стратегическом сотрудничестве в России и СНГ (рус.). Невафильм (20 ноября 2008). Архивировано из первоисточника 26 июня 2012. Проверено 27 мая 2012.
  30. Peter Sciretta How the Dark Knight went IMAX (англ.). SlashFilm (14 July 2008). Архивировано из первоисточника 20 ноября 2012. Проверено 19 ноября 2012.
  31. Exclusive Video: Director Michael Bay talks TRANSFORMERS Revenge of the Fallen (англ.). Collider (2 September 2009). Архивировано из первоисточника 20 ноября 2012. Проверено 19 ноября 2012.

Литература

  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль Раздел I. Системы кинематографа // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.,: «Искусство», 1979. — С. 33,34. — 440 с.
  • А. Мелкумов СТЕРЕО–70 и IMAX 3D – анализ технологий (рус.) // Киномеханик : журнал. — 2002. — № 10.

Ссылки

  • Официальный сайт корпорации IMAX (рус.). IMAX. Архивировано из первоисточника 26 июня 2012. Проверено 27 мая 2012.
  • Информационный портал о технологиях IMAX (рус.). 3D zone. Всё о технологии IMAX. Архивировано из первоисточника 26 июня 2012. Проверено 27 мая 2012.
  • IMAX rolling loop (англ.). самодельная действующая модель механизма «бегущей петли» кинопроекторов IMAX. YouTube (25 May 2011). Проверено 27 мая 2012.
Форматы кинематографа
Форматы плёнки 8-мм • 16-мм • 35-мм • 70-мм
Киноформаты
16 mm Super-16 (1971) • Ultra-16 •
16 mm × N Circarama (1955) •
35 mm Обычный (1932) • CinemaScope (1953) • Кашетированный (1953) • VistaVision (1954) • Superscope (1954) •
Technirama (1956) • Широкоэкранный (1957) • Techniscope (1963) • УФК (1967) • Super 35 (1982) •
70 mm Todd-AO (1955) • Широкоформатный (1956) • Ultra Panavision 70 (1957) • Стерео-70 (1965) • IMAX (1970) •
35 mm × 3 Cinerama (1952) • Кинопанорама (1957) • Cinemiracle (1958) •
70 mm × 3 Super Cinerama (1963) •
35 mm × N Circle-Vision 360° (1967) • Круговая кинопанорама (1959) •
Стандарты соотношения сторон экрана 1,33:1 • 1,37:1 • 1,85:1 • 2,2:1 • 2,35:1 • 2,75:1
Способы согласования форматов Scope • Flat • Letterbox • Pan & scan • Скрытое кашетирование

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *